Курганский автобусный завод (КАвЗ) «Группы ГАЗ» отмечает 55-летие со дня основания. За свою историю завод выпустил более 550 тыс. автобусов, основная часть которых базировалась на горьковских шасси.
Курганский юбилей
Распоряжение Совета Министров РСФСР об организации в Кургане производства автобусов вышло 19 сентября 1957 года и утвердило передачу с Павловского автобусного завода в Курган документации на сборку ПАЗ-651. Первый автобус этой модели, построенный на шасси ГАЗ-51, сошел с конвейера Курганского автобусного завода в январе 1958 года. Уже за первые пять лет завод достигает проектной мощности — 5000 машин в год, а к 1967 году их выпустили уже 50 000.
В конце 60-х завод реконструировали — как результат увеличилось производство автобусов, повысилось их качество и уменьшилась себестоимость. В те годы появились первые опытные образцы новой модели на шасси ГАЗ-53, и уже в 1971 году начинается полноценный выпуск автобуса под индексом КАвЗ-685. Эта машина на протяжении долгих лет являлась обязательной приметой сельских пейзажей. Простая и неприхотливая, она выпускалась с разнообразными изменениями вплоть до 1989 года.
Курганский юбилей
В 1993 году завод организовал производство нового семейства автобусов вагонной компоновки агрегатной сборки вместимостью 24 пассажирских места тиражом около 150–200 штук в год. В связи с этим в 1992 году для создания новых экспериментальных моделей на заводе было создано производство мелких серий — дочерняя фирма АК «КАвЗ» ООО «Вика». Именно здесь в 1992 году изготавливают первые автобусы вагонной компоновки КАвЗ-3275, КАвЗ-32784, КАвЗ-3278, отличающиеся более высоким уровнем комфортабельности и соответствующие международным требованиям безопасности. Конструкторами ООО «Вика» был создан первый российский «кемпер» на шасси ГАЗ-3302 (1991 год), а в 1996-м изготавливается первый опытный образец автобусов малой вместимости КАвЗ-3244 на шасси ЗИЛ-5301 («Бычок»).
Курганский юбилей
В 90-е годы в связи с изменением в отраслях народного хозяйства, в том числе сельского, резко снизился потребительский спрос на модели малой вместимости, основным потребителем которых являлись совхозы, колхозы, гос-предприятия отраслевых министерств. Возникла необходимость создания в России отечественного производства городских автобусов большой вместимости. Исходя из этого, АК «КАвЗ» приступила к техническому перевооружению резервных производственных мощностей на выпуск городских автобусов. В 1994 году завод изготавливает восемь городских автобусов большой вместимости «Икарус-260» и два — особо большой вместимости («Икарус-280»). В дальнейшем в 1996 году по условиям международного тендера были изготовлены 168 «Икарусов-283.10» для Екатеринбурга.
Курганский юбилей
С целью удовлетворения потребностей рынка в машинах большой вместимости в 1998 году техническими службами на шасси большегрузных шасси ЗИЛ разрабатываются новые модели городского и пригородного типа — КАвЗ-422910, 4229–01. Также большое внимание уделяется завоеванию рынка вахтовых автобусов. Разрабатывается модель КАвЗ-422990 на полноприводном шасси ЗИЛ с колесной формулой 6х6. Кроме того, в 1998 году по заказу объединения «Спецгазавтотранс» КАвЗ вернулся к изготовлению вахтовых машин на шасси УРАЛ, первая партия которых была выпущена в 1981-м.
В мае 2005 года Курганский автобусный завод вошел в состав крупнейшего машиностроительного холдинга «РусПромАвто» (теперь — «Группа ГАЗ»), объединяющего основных производителей автобусной и автомобильной техники в России. В рамках автобусного бизнеса «Группы ГАЗ» КАвЗ специализируется на выпуске машин средней вместимости длиной от 8 до 10 м. Выпуск капотных автобусов КАвЗ прекратили в конце 2007 года в связи с началом модернизации предприятия и переходом на городские среднеразмерные низкопольные модели 4239.
Курганский юбилей
Сейчас завод специализируется на производстве автобусов среднего класса городского, пригородного и междугородного назначения. Линейка продукции предприятия представлена моделями КАвЗ-4235 «Аврора» и КАвЗ-4238. На базе серийных моделей на шасси ГАЗ выпускается ряд модификаций (утепленный, удлиненный, грузопассажирский, ритуальный автобус), позволяющих учитывать индивидуальные пожелания заказчиков. В 2012 году предприятие приступило к разработке автобуса КАвЗ-4238, работающего на сжатом природном газе: опытный образец, оборудованный газовым двигателем экологического стандарта «Евро-5», планируется изготовить и сертифицировать к середине 2013 года.
"Автомобили и Цены" №5 от 1 февраля 2013 года.